Интеллектуальная собственность в архитектуре и архитектурном образовании -

Авторы:
Топчий И.В., канд. арх., проф. МААМ, член-кор. АПО, директор подготовительных курсов
Баженова Е.С., зав. каф. «Архитектурная практика» , канд. арх.
Михайлин В.М., доцент каф. «Архитектурная практика»
Асфандиаров Б.М., профессор МГУКИ, канд. юр. наук, член-кор. АПО, специалист по УМП
Метленков Н.Ф., проф. , канд. арх. зам. председателя УМО по архитектурным специальностям


Описание курса
На протяжении длительного времени результаты интеллектуальной деятельности, получаемые в процессе архитектурного проектирования и профессионального образования, оставались без должного внимания, а их защитой и инвентаризацией занимались от-дельные специалисты. Глобальные процессы, меняющие экономику всего мира и нашей страны, в том числе, вступление России в ВТО и принятие Болонской декларации, обусловили необходимость большего внимания вопросам выявления объектов ИС в архитектуре, их защиты и коммерциализации. Одной из причин, по которой многие вопросы нормативно-правового характера остаются вне зоны внимания архитекторов-практиков и архитекторов – педагогов, являются слабые междисциплинарные связи архитектуры и специалистов по ИС.

Программа «Интеллектуальная собственность в архитектуре и архитектурном образовании» предназначена для повышения квалификации специалистов по защите интеллектуальной собственности и патентоведов и предполагает создание условий для совместной работы. Результатом освоения настоящей программы должно явиться понимание основных вопросов архитектуры, организации и правовой базы архитектурной деятельности в России, различия между разными этапами профессионального образования, а так же увеличение количества защищенных объектов ИС в архитектуре и увеличение объемов прибыли архитектурных школ за счет коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Содержание программы включает два раздела: «Архитектурная практика» и «Архитектурное образование», каждый из которых состоит из нескольких тем. 
В разделе «Архитектурная практика» изучаются темы: 
- организация архитектурной деятельности, организационная структура и нормативно-правовое регулирование архитектурной деятельности; 
- виды архитектурной деятельности: архитектура, градостроительство, дизайн пространственной среды, реставрация и реконструкция, ландшафтная архитектура, а также тематика и формы междисциплинарного сотрудничества архитекторов;
- виды интеллектуальной собственности архитектуре: авторское право, патенты на изобретения и полезные модели, товарный знак, наименование места происхождения товара, программное обеспечение, ноу-хау. 
В разделе « Модели архитектурного образования»: 
- Основные понятия: традиции и современные подходы к профессиональному образованию архитекторов в России, стандарты профессионального образования, основные и дополнительные образовательные программы, уровни и модели архитектурного образования, объекты и субъекты профессиональной образовательной деятельности; 
- Правовые основы деятельности высших архитектурных школ России, структура архитектурно - дизайнерского образования в России; междисциплинарные исследования в архитектуре; общественные и культурные связи, общественное взаимодействие архитектурного образования; взаимосвязь с профессионального образования и профессиональной практики; 
- образовательные программы в архитектуре: уровень «Бакалавр»; модели профессионального образования 1 уровня профессиональной подготовки по направлению «Бакалавр архитектуры», «Бакалавр градостроительства», «Бакалавр пространственного дизайна», «Бакалавр реставрации и реконструкции в архитектуре»: цели, средства, методы, содержание; 
- образовательные программы в архитектуре: уровень «Магистр»: модели профессионального образования 2 уровня профессиональной подготовки по направлению «Магистр архитектуры», «Магистр градостроительства», «Магистр пространственного дизайна», «Магистр реставрации и реконструкции в архитектуре»: цели, средства, методы, содержание. Состав участников образовательной деятельности, их особенности, целевые установки и правовые взаимоотношения; - образовательные программы в архитектуре: аспирантура и докторантура, модели образовательной деятельности аспирантуры и докторантуры высших архитектурных школ России и зарубежом, участники образовательной деятельности, их мотивация, цели и задачи, правовые отношения; взаимосвязи с другими моделями образования, сотрудничество с профессиональной практикой и другими профессиями; 
- образовательные программы в архитектуре - дополнительное архитектурно-художественного образование: модели дополнительного архитектурно - художественного образования вуза, взаимосвязь с другими формами и моделями образования; участники образовательной деятельности, целевые установки, мотивация, правовые отношения. Программа рассчитана на 72 часа, нагрузка распределяется в равных долях на очные лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу слушателей.

Автор-составитель программы:
канд. арх., проф. МААМ, член-кор. АПО Топчий И.В. 

Авторы лекций: 
Раздел «Архитектурная практика»: 
зав. каф. «Архитектурная практика» , канд. арх. Баженова Е.С.;
доцент каф. «Архитектурная практика» Михайлин В.М.; 
профессор МГУКИ,канд. юр. наук, член-кор. АПО, специалист по УМП Асфандиаров Б.М.. 

Раздел « Модели Архитектурного образования»: 
проф. , канд. арх. зам. председателя УМО по архитектурным специальностям Метленков Н.Ф.; 
канд. арх., проф. МААМ, Топчий И.В. 

В очной форме настоящая программа была реализована в июле 2013 г. в рамках ФПК преподавателей в МАРХИ. Слушателями программы являлись преподаватели и сотрудники Российской академии интеллектуальной собственности (РГАИС).