Световой дизайн города -

Световой дизайн города

Авторы:
Щепетков Николай Иванович, зав. кафедрой «Архитектурная физика» МАРХИ, доктор архитектуры, профессор, лауреат Государственной премии РФ


Описание курса
Учебный курс «Световой дизайн города» рассчитан на специалистов, имеющих определенные знания в области градостроительства, архитектуры, дизайна и светотехники. Световой дизайн – новое направление профессиональной творческой деятельности.

Световой дизайн города – сфера комплексного, сгармонизированного решения искусственного освещения в городских пространствах: утилитарного уличного освещения, архитектурного освещения фасадов (зданий, сооружений, элементов ландшафта), светоинформационного освещения (реклама, визуальная информация, дорожная сигнализация), а также временного освещения (праздничного, сезонного, экспозиционного и др.).

Цель курса – дать представление о задачах, художественных принципах, композиционных приемах и технических возможностях формирования визуально комфортной, эстетически полноценной, экологически и энергетически эффективной искусственной светоцветовой среды в городе в темное время суток.

Актуальность курса обусловлена растущими требованиями к стандартам качества создаваемой архитектурно-градостроительной, в том числе светоцветовой, среды и техническими возможностями. Потребность в профессиональном решении вопросов этой среды связана с пятью объективными обстоятельствами ,которые предопределяют содержание курса:
•  эстетические качества архитектуры и окружающей среды оцениваются, главным образом, по зрительным впечатлениям, возможным лишь при наличии освещения;
•  зрительное восприятие архитектурной и дизайнерский формы во всех ее категориях (пространство, объем, поверхность, пластика, цвет) зависит не только от ее особенностей, но и от качества ее освещения, а в темноте — в решающей мере именно от него;
•  в последние годы в городах всего мира освещается все большее количество объектов, идет своеобразное соревнование на лучший образец или стиль освещения. В массе своей освещение объектов носит пока «штучный» и дилетантский характер с вытекающими последствиями эмпирики и спонтанности, поскольку отсутствует общедоступная теоретическая база светового урбанизма и светового дизайна, не сформулированы требования и критерии к созданию световых ансамблей и т.д.
•  высокое качество освещения социально и экономически рентабельно. Оно может быть достигнуто лишь комплексным решением всех взаимодействующих в городском пространстве систем освещения. Установлено, что при качественном освещении сокращается количество ДТП; увеличивается средняя скорость движения транспорта;  снижаются уличная преступность и вандализм; повышается экологическая безопасность; растут  доходы от вечернего туризма; увеличиваются отчисления в бюджет города от дополнительного товарооборота и расширения объемов и качества услуг в освещаемых зонах; улучшается визуальный комфорт и психологическая атмосфера, что опосредованно положительно влияет на здоровье и работоспособность жителей; повышается социальный престиж города и его властей и т.д.
•  искусственный свет становится все более емким и мобильным носителем информации, без которой немыслим прогресс человеческой цивилизации. Информационно-световые медиа-технологии  активно влияют на архитектуру и на создаваемую среду и это влияние будет усиливаться, поэтому они должны учитываться при разработке градостроительных, архитектурных и дизайнерских (средовых)  проектов.